Асфальт: виды и особенности применения в дорожном строительстве

Асфальт или, как его называют специалисты, асфальтобетон является достаточно прочным и надежным материалом. Он применяется для благоустройства дворов, строительства дорог, создания полов в гаражах и складах. Нередко его используют в качестве кровельного материла. Можно выделить следующие наиболее востребованные разновидности асфальта: асфальтобетонные смеси горячие, теплые, холодные, а также литой асфальт. Компания СТК- Арсенал занимается поставками сыпучих материалов и представляет в аренду спецтехнику.

Состав асфальта

Асфальт представляет собой смесь минеральных материалов (песок и гравий) с битумом. Данный сыпучий материал может иметь как природное, так и искусственное происхождение. Чаще всего асфальтом называют асфальтобетон. По сути – это искусственный камень, который получается в процессе уплотнения асфальтобетонных смесей. В его состав входит песок, минеральный порошок и щебень, как вариант, вместо щебня может использоваться гравий. Главный компонент, который всегда входит в состав асфальта – битум. Все остальные ингредиенты могут изменяться в различных пропорциях. Какие же функции выполнят мелкодисперсные составляющие асфальтобетонных смесей?

  • Песок, который содержится в составе асфальтобетона является своеобразной мелкой основой. Играя роль наполнителя, он улучшает распределение давления от дороги на грунт. Если бы песка не было в составе асфальтобетонной смеси, то постепенно битум бы вытекал, а щебень при этом выдавливался наверх. Если же песок используется в специальных асфальтах, то он способствует цементации и увеличивает твердость готового покрытия.
  • Резина – данный компонент добавляют в смеси, как резиновую крошку, что позволяет придать готовому покрытию повышенную влагостойкость и пластичность. Асфальт, при приготовлении которого использовалась резина, отличается увеличенным сроком эксплуатации и практически не трескается. Однако стоимость асфальтобетонной смеси с резиновой крошкой достаточно высока, поэтому такой асфальт обычно прокладывают на самых ответственных участках дорог.
  • Минеральный наполнитель – это порода (обычно мел, известняк, песчаник) измельченная до состояния пыли. Используется для заполнения пустот. В этом случае наиболее универсальным вариантом является песчаник, так как он инертен к разного рода химическим воздействиям. Мел и известняк применяют чаще всего на дорогах общего назначения, а тот же песчаник можно применять даже вблизи химкомбинатов.

Классификация асфальта

Главный показатель при разделении асфальтобетона на различные группы является крупность применяемого щебня:

  • Пористые асфальты – содержат много битума и применимы в нижнем слое многослойного покрытия.
  • Плотные – имеют в своем составе мелкий щебень и используются в процессе укладки верхнего покрытия. Если щебень в составе асфальта имеет фракцию меньше 5 мм, то такой асфальт будет использоваться для покрытий с малой нагрузкой, к примеру, на пешеходных переходах или тротуарах. Такие асфальты называют мелкозернистыми. При наличии в составе щебня с более крупной фракцией асфальт применяется для создания верхнего слоя дорог (фракция щебня – от 5 до 15 мм).
  • Высокопористые асфальты – идеальный вариант для создания автодорог. В производстве таких асфальтов используется щебень фракции 15-40. Именно такие показатели гарантируют водонепроницаемость и создают дренаж при прокладке дорог в низинах либо болотах. Такие покрытия уменьшают сдвиг дорожного основания, снижают риски проседания и вымывания покрытия.

Как изготавливается асфальт?

 В процесс приготовления асфальтобетона исходные компоненты смешиваются при очень высоких температурах, а после хранятся в бункерах с подогревом. Очень важно, чтобы при прокладке дороги завод был расположен на близком расстоянии от участка строительства. Дело в том, чтобы качественной укладки требуется разогретая асфальтобетонная смесь

Основа любого асфальтного производства заключается в подготовке исходных компонентов, смешивании при высокой температуре и хранении в специальных подогреваемых бункерах. Остывшую смесь будет трудно утрамбовать, пострадает и прочность готового покрытия. Производство асфальтобетона состоит из нескольких этапов:

  • Подготовка всех необходимых компонентов. Для этого породу, песок и щебень просушивают и просеивают, так как они обычно приходят на завод в воздушно-сухом или влажном состоянии. Важно полностью просушить компоненты, так как наличие даже небольшого количества влаги может значительно снизить прочность покрытия. Материал сушится при температуре от 150 до 160 градусов Цельсия. Именно этой температуры достаточно, чтобы полностью убрать влагу из пор материалов. Просушка может производится однократно либо дважды, в зависимости от особенностей материала. Чтобы просеять щебень используется грохот. Минеральные наполнители сначала измельчаются, а затем также фракционируются.
  • Следующий этап – смешивание компонентов, что производится при использовании ленточного конвейера, по которому щебень и песок движутся в бункер. Возможно одновременное смешивание битума и наполнителя. Перемешивать можно и после того, как предварительно будет перемешана щебеночно-песчаная масса. После того, как в смесь будет добавлен битум, температура должна поддерживаться на уровне 160-175 градусов Цельсия. Когда будет достигнута нужная консистенция, асфальтобетонная смесь в нагретом состоянии помещается в бункер, где ее можно хранить до четырех дней. В течение этого времени нужно отгрузить смесь потребителя. Только в этом случае можно предотвратить снижение прочности покрытия.
  • Модификация асфальтобетона с использованием разного рода добавок, которые улучшают эксплуатационные свойства, должна осуществляться в один момент с перемешиванием асфальта. Так, резиновую крошку нужно добавлять только в нагретый продукт.

Если вы решили купить асфальт большой партией, то следует учитывать, что для его перевозки к месту работ используется автотранспорт. В автопарке компании СТК-Арсенал имеется огромный выбор спецтехники для быстрой доставки сыпучих материалов. Для перевозки асфальтобетона важно использовать машины, которые имеют устойчивый к высоким температурам кузов

Холодный асфальт

В интернете можно найти немало описаний укладки холодного асфальта своими руками. Здесь стоит оговориться, что производится такой асфальт только на заводах.  Холодный асфальт, купить который в Ярославле можно в компании СТК-Арсенал, отличается особой технологией изготовления, в ходе которой оптимальная рабочая температура составляет от 70 до 110 градусов Цельсия. В состав холодной смеси добавляются полимерные присадки, что обеспечивает наибольшую прочность и позволяет создавать особую антиокислительную пленку на битумной поверхности. Для использования холодного асфальта при минусовой температуре нужно подогревать место, куда он будет укладываться, с помощью специальной горелки. Сегодня стало возможным производить укладку холодного асфальта при температурах до -20 градусов Цельсия. Такой материал отличается и большим сроком хранения. То есть, его совсем необязательно использовать сразу после покупки, как это происходит с обычным асфальтом. Однако следуете учитывать, что прочность холодного асфальта почти в два раза ниже прочности обычного.

Чтобы утрамбовать холодный асфальт необходимо использовать виброплиту либо что-то из подручных средств. Окончательно поверхность будет доведена лишь после того, как по ней начнут ездить автомобили. Однако холодный асфальт не используют для создания цельных участков дорог, так как он легко разрушается, если по нему постоянно ездят автомобили массой свыше 3,5 тонн. 

Сегодня достаточно популярным является процесс рециклинга, когда в целях экономии средств старый асфальтобетон перерабатывают для применения по новой. Для этого используются мобильные либо стационарные рециклеры. Сначала снимается старое покрытие с помощью ремиксера, затем снятый слой дробится до размеров щебня. Готовый гранулянт можно брать для приготовления песчано-щебеночных смесей и для прокалки дорог. В гранулянт добавляют битум, при этом смесь обязательно должна подогреваться. При необходимости в него добавляются полимерные добавки. Такое производство асфальтобетона отличается невысокой стоимостью, но при этом нужно учитывать, что готовое покрытие не будет иметь такую же высокую прочность, как покрытие, сделанное из новой смеси.

Несмотря на то, что современный асфальтобетон достаточно прочный, строители нередко идут на всевозможные ухищрения, чтобы улучшить дорожное полотно. Для этих целей используют специально мастики, которые имеют в своем составе битумные эмульсии, добавки полимеров из каучука. С помощью мастики можно максимально убрать все трещины в асфальте. Тогда вода не будет попадать внутрь покрытия, а срок его эксплуатации увеличится в разы.

Преимущества асфальтобетона

  • Асфальтобетон является оптимальным вариантом при малотоннажных работах, в то время, как прокладка шоссе требует больших затрат.
  • Если асфальт качественный и уложен по всем правилам, то он отличается большим сроком эксплуатации.
  • Сегодня процесс производства асфальта практически полностью модернизирован.
  • В тех случаях, когда возникают сложности при прокладке классического асфальта, можно использовать его холодный аналог.
  • Альтернативных вариантов данного дорожного покрытия на сегодня нет либо они стоят слишком дорого и имеют меньший срок эксплуатации.

Асфальт, в отличие от других сыпучих стройматериалов, улучшают не путем создания новых материалов, а через модернизацию старых. Для улучшения качественных характеристик асфальта используются полимерные модификаторы, которые существенно улучшают качество дорожных покрытий, расширяют границы их технологического применения.